Моя статья «Крым как общий ребенок Украины и России» на ресурсе «Сегодня.ua». Мечтательность не дает мне покоя. Моя — как и очень многих людей — «странность» жаждет мира и «покойствия» в Одессе, стране, во всех странах. И хотелось бы поделиться соображениями о путях выхода из непростой ситуации с Крымом.
Статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе
Михаил Павлович ФРЕЙДЛИН, к. э. н.,
эксперт по вопросам инновационной экономики
Мне, гражданину России, живущему в любимой мною Одессе с видом на море и на постоянное место жительство, имеющему сына в Москве и дочь в Одессе, так же, как и многим моим украинским и российским соотечественникам, очень болит все более разгорающийся украинско-российский конфликт. Давайте признаем, что катастрофические ошибки были наделаны политиками с разных сторон. Однако времени на поиск виновных и выяснение, чья истина — истиннее, нет. Уж слишком быстро разрастается пожар, и его надо срочно тушить. Поэтому из двух извечных вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» предлагаю сейчас сосредоточиться на втором.
Как бы это ни выглядело парадоксальным, но именно сейчас появился реальный шанс не только остановить военные действия в Донбассе, но с достоинством, сохранением «лица» и национальных интересов всех стран — прямо или косвенно имеющих отношение к этой острой проблеме — выйти из геополитического тупика. И не только выйти, но и «дружно взявшись за руки» приступить к повсеместному подъему слабеющей европейской экономики. Ключ к реализации такого шанса видится в предлагаемом ниже решении Крымского вопроса.
Давайте посмотрим на Крым, как на ребенка, нажитого в результате «вежливого» изнасилования. Отношения между его родителями — хуже нет, но он у них общий. Иными словами, Крым должен стать территорией-кондоминиумом под общим суверенитетом и управлением Украины и России. Такое решение могло бы положить начало стабильному миру на европейском континенте, ускоренному развитию не только Украины, но и всех стран и ЕвроСоюза, и Евразийского Союза. Думается, для гражданского согласия в украинском обществе, замирения России, спокойствия в Европе, благоденствия жителей Крымского полуострова и всех украинцев, это — достойная тема для обсуждения.
Что произошло, то произошло, как бы тяжело на душе после этого не было. Крым необходимо признать общим ребенком двух государств, играть общеевропейскую свадьбу, создать новую реальность не только на полуострове, но и в украинско-российских отношениях. Крым должен стать территорией-кондоминиумом Украины и России с двумя государственными суверенитетами, тремя общинами — украинской, российской и крымско-татарской, и соответствующими государственными языками. Такого рода опыта замирения конфликтующих государств и последующего их успешного развития в мире немало. (Так, на основе соглашения между Бельгией и Пруссией, заключенного в начале XIX века, был образован кондоминиум в Морении. Просуществовав более ста лет, он прекратил свое существование в 1919 году в соответствии с Версальским мирным договором. В период 1899–1951 гг. Великобритания и Египет осуществляли кондоминиум в отношении Судана. Андорра также может служить образцом успешного разрешения территориальных проблем между Францией и Испанией).
А если учесть, что А.Меркель на недавнем Давосе, со ссылкой на В.Путина, говорила о зоне свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока», и об этом же, с небольшой поправочкой на деголлевский приоритет в авторстве — «от Лиссабона до Урала», говорил и Ф.Олланд, то получается следующая «картина маслом»:
На Европейской и мировой шахматных досках замаячила реальная перспектива установить прочный мир и дать старт созидательным процессам. Для чего предлагается рассмотреть новую последовательность ходов геополитического этюда:
- Принять общеевропейскую декларацию о начале процесса создания международной свободной экономической зоны (МСЭЗ) от Атлантического до Тихого океана (хорошо бы, со штаб-квартирой в Киеве). Платформой формирования МСЭЗ становятся равные для всех ее участников базовые правовые стандарты, деловые обычаи, требования к экологической безопасности. Возможны также договоренности о единой рыночной инфраструктуре, ценовой политике в энергетической, транспортно-логистической и иных сферах. В этом случае Украина, как инициатор процесса, находясь в середине материка, становится ядром мощного экономического развития, «магнитом», который втянет в экономическое взаимодействие страны Запада и Востока.
- Крым становится территорией-кондоминиумом под суверенитетом и управлением Украины и России, а также специальным анклавом развития МСЭЗ.
- Все страны, разумеется, и Россия, на самом высоком международном уровне (СовБез ООН) гарантируют территориальную целостность Украины. На этом же уровне достигаются договоренности, что МСЭЗ провозглашается территорией неиспользования вооруженных сил, в каких бы то ни было конфликтах.
- Первым проектом развития МСЭЗ становится Украина — прежде всего, восстановление Донбасса.
Понятно, если создание МСЭЗ — задача на годы, то остановка вооруженного противостояния и конкретные созидательные шаги — задача самая, что ни на есть, краткосрочная, первейшая.
Есть ли у Украины другая, более достойная альтернатива решить свои внутри- и внешнеполитические проблемы, остановить кровопролитие на Востоке? Категорически уверен — нет! Насколько Россия готова пойти на такой шаг? Не знаю. Но если российские политики соразмерят такую «уступку» с возможностью восстановления и роста гуманитарного и экономического сотрудничества с Украиной и остальной Европой, то компромисс вполне может быть достигнут. Крым тогда станут холить два соседских и когда-то даже братских народа. Не мешало бы спросить и у крымчан, как они отнеслись бы к такой затее?
Представляется, что выбор будет в пользу твердого мира, туристической экспансии, роста экономики и качества жизни на полуострове. И такой сценарий решения крымской, украинско-российской и, по «гамбургскому» счету, общеконтинентальной проблемы устроил бы всех европейцев.
Если модель МСЭЗ и предлагаемого решения проблемы Крыма будут приняты Украиной, Россией и ЕС, а также поддержаны США, то по подобной схеме могли бы решаться и Приднестровская, Абхазская, Юго-Осетинская, Карабахская, а также Косовская проблемы. Перспективы ускоренного подъема экономики и качества жизни на проблемных территориях придадут импульс доброй воли вовлеченным в конфликт людям по разные стороны баррикад. И есть основания полагать, что ни у кого из ключевых глобальных игроков не будет аргументов против такого мирного подхода. В том числе, и у тех держав, которые справедливо ратуют за развитие демократии, устранение техногенных и террористических угроз, благоденствие людей.
Политика, по определению Платона — искусство мирно жить с соседями, а по Бисмарку, политика — это искусство возможного. Хочется объединить эти две сентенции — максимально возможного мирного житья с соседями. Ну, не переедут ни Украина, ни Россия в другие части глобуса — обречены жить рядом!
Может, я излишне мечтателен, оптимистичен, но мне кажется, что именно сейчас у Украины, как ни странно это выглядит, есть реальный шанс стать не только одной из передовых стран мира, но и придать импульс созидательным процессам в других странах. Для этого не следует поворачиваться «мягким местом» ни к западным, ни к восточным соседям, а развивать добрососедское сотрудничество по всем азимутам. И тогда на нашем континенте, в конце концов, появятся напророченные Соединенные Штаты Европы. Надеюсь, со столицей в Киеве.
Михаил ФРЕЙДЛИН
Данная статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе