После пикантной статьи на Сегодня.ua «Крым как общий ребенок Украины и России» написал менее пикантную, на этот раз об экономике.
Статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе
Михаил Павлович ФРЕЙДЛИН, к. э. н.,
эксперт по вопросам инновационной экономики
В Украине следует воскресить основополагающие конституционные ценности, переформатировать судебную и правоохранительную системы. Но если совершенствование конституционных, судебных, правоохранительных основ может быть скалькировано с развитых стран, то создание экономических драйверов роста требует украинского ноу-хау, учитывающего как отечественную специфику, так и успешный мировой опыт. Именно учитывающего, но не копирующего его. Навязываемая «успешность» чужого опыта в наших условиях может превратить страну в сырьевой придаток той страны или тех стран, опытом которых мы будем «инфицированы». Чтобы не плестись в хвосте мирового прогресса, требуется собственная, самостоятельная доктрина преобразований в обществе и государстве. Предстоит создать механизм устойчивого развития страны, в котором экономический подъем непременно бы сопровождался ростом социального и экологического благополучия.
1. Основные институциональные преобразования в управлении экономикой. Надо раз и навсегда распрощаться с архаичной системой управления советской эпохи — с отраслевым принципом руководства экономикой. И приступить к созданию государственных (государственно-частных) национальных корпораций развития. Их необходимо создать на наиболее конкурентоспособных направлениях развития экономики, в ее точках роста. Управление такими корпорациями должно базироваться на системе стратегического прогнозирования и индикативного планирования, государственно-частном партнерстве и принципиально новой финансовой политике. «Корпоративный» подход к управлению народнохозяйственными комплексами страны позволит замкнуть ведомственно разобщенные производственные сферы друг на друга, на внутренний рынок, оживит оборот ресурсов в отечественной экономике. Возникнет эффект масштаба производства: снизятся удельные затраты, появится «люфт» для снижения цен на продукцию, заметно оживится банковский сектор и рыночная инфраструктура, подешевеют кредиты. В результате появится синергия, вовлекающая в экономический оборот новые активы и значительные денежные средства потенциальных инвесторов.
Стержнем корпоративной системы управления должны стать ориентированные на инновации и технологическое обновление проектные принципы и методы управления. Именно опора на них позволяет крупнейшим транснациональным корпорациям мира успешно развиваться.
Для справки: сегодня ВВП Украины (около $100 млрд.) сравним с объемами производства известных транснациональных корпораций. Совокупный среднегодовой валовый объем продаж (в млрд. долл.) «Тойота Моторс» — 263, «Дженерал Электрик» — 182, «Каргил» — 120, «Луис Дрейфус Груп» — 120, «Нестле» — 110. А стоимость произведенной продукции и оказанных услуг, прибавочный продукт и другие показатели в расчете на одного работающего в этих корпорациях и на одного работающего в Украине не просто разнятся, а различаются почти на два порядка (!) — конечно же, не в нашу пользу.
Корпоративная идеология, в сочетании с проектными принципами, а также непременным «денежным орошением» экономического роста особенно востребована для быстрой реализации национальных стратегических преимуществ. Это скажется не только на наращивании материальных и денежных корпоративных активов, но и росте человеческого капитала — материального достатка, социального обеспечения, образовательного и культурного уровня работающих. Работники корпораций мотивированы на повышение уровня знаний и опыта, творческую инициативу. Такие корпорации — мощные налоговые доноры территорий и стран, где они прописаны.
В числе главных задач национальных корпораций должны стать — технологическая модернизация производств, сопряженной инфраструктуры, создание новых производств и продуктов, развитие отечественного рынка. Корпорации развития, помимо наращивания импортозамещающей и импортноупреждающей продукции внутри страны, будут осуществлять экспансивную внешнеэкономическую политику.
Практика работы транснациональных корпораций показывает, что они обладают высокой деловой культурой и стойким антикоррупционным «противоядием». Надо полагать, что такого рода экономические институты управления в Украине также поспособствуют снижению коррупции и росту деловой культуры. В национальные корпорации, успехи которых будут измеряться индикативными показателями роста, топ-менеджмент следует рекрутировать по открытому конкурсу. Главными квалификационными критериями конкурса будут репутация, профессиональный опыт и история успехов претендента. Поскольку материальное поощрение напрямую зависит от разницы стартовых показателей и фактически достигнутых показателей роста, то управляющий персонал объективно будет мотивирован на рост корпорации. Причитающийся им, в незначительных процентах от достигнутого результата, бонус обеспечит существенные материальные доходы, несоизмеримые с риском потери деловой репутации, лишения работы, а возможно, в случае коррупционных действий, и свободы. Такие стимулы будут вполне достаточными для привлечения в корпорации небольшого числа высококвалифицированных специалистов, у которых не будет нужды злоупотреблять служебным положением.
2. Финансовая политика ускоренного роста. Государству следует избирательно воздействовать на денежные потоки, обеспечивая благоприятные условия для роста деловой активности, привлечения инвестиций и дешевых кредитов в приоритетные направления развития. Вместо катастрофически ошибочной эмиссии под прирост золотовалютных резервов, вливания денег в коммерческие банки, которые нередко спекулируют против собственной валюты, НБУ необходимо перейти к целевому рефинансированию коммерческих банков под ликвидные залоги, предоставляемые экономически перспективными производствами. Только в этом случае будет выполняться главная задача денежной эмиссии — кредитование экономического роста. Расширение денежной массы, направляемое на модернизацию экономики, возможно также и предоставлением госгарантий, выпуском казначейских обязательств, целевых гособлигаций, совместным участием финансовых властей и коммерческих банков в финансировании госпрограмм. При грамотной организации этого процесса, 1 гривна, вкладываемая в приоритетный проект, может привлечь 3–5 гривен частных инвесторов. Особую отдачу следует ожидать от кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
3. Система государственных (государственно-частных) банков развития. Эта система станет важным механизмом подъема инвестиционной активности по каждому из направлений развития страны, а также ее территорий. Так, учитывая значительный недоиспользованный потенциал аграрной сферы, растущий спрос на продовольствие в мире, актуально создание Аграрного банка развития. А с целью снижения энергоемкости национальной экономики — Банка энергоэффективных проектов. Если говорить об Аграрном банке развития, то его задача будет состоять в кредитовании не только сельского хозяйства, но и сопряженных с ним отраслей и сфер экономики. Этот банк будет выдавать ипотечные займы и кредиты сельхозпроизводителям, а также ссужать деньгами наиболее перспективные промышленные предприятия, производящие для села средства защиты растений, удобрения, сельхозтехнику, участвовать в создании оптовых рынков сельхозпродукции, перерабатывающих мощностей, специализированных торгово-розничных сетей. Немалая часть средств должна быть предусмотрена и на финансирование перспективных научно-прикладных работ, в частности, биотехнологий, селекционных разработок, создание новых продуктов питания. Подобным комплексным образом должны действовать и другие банки развития — в энергетике, легкой промышленности, транспортной системе и т.д. Особенно эффективны они будут в условиях модернизации этих сфер, когда необходима концентрация ресурсов для решения ключевых задач. Целенаправленное стимулирование инновационной и инвестиционной активности на перспективных направлениях технологического обновления позволит создать высокопродуктивные научно-производственные комплексы с темпом роста продукции не менее 30% в год, которые через несколько лет станут мощными «локомотивами» национальной экономики.
В целях же стимулирования экономической активности на местах следует создавать в областных центрах региональные банки развития. Здесь государство (НБУ), наряду с привычным бюджетным финансированием, могло бы рефинансировать эти банки для кредитования ими наиболее эффективных местных программ и проектов развития. Также этим банкам следует поручить администрировать бюджетные расходы на местах, организовывать тендеры. Такие функции позволили бы эффективнее использовать государственные средства, снизить коррупцию.
При правильной экономической политике Украина может выйти на траекторию опережающего развития, наращивая технологические преимущества на ключевых направлениях роста. Не следует обращать внимание на навязываемые нам фобии, бояться печатать деньги для финансирования точек роста экономики. И здесь немаловажную роль должна сыграть новая экономическая парадигма развития страны, с продуманной и смелой финансовой политикой.
Михаил ФРЕЙДЛИН
Данная статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе