Хотелось бы поделиться соображениями, пока что, только о финансовой политике, настроенной на устойчивое развитие страны — ускоренный экономический подъем, сопровождаемый ростом социального и экологического благополучия.
Статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе
Михаил Павлович ФРЕЙДЛИН, к. э. н.,
эксперт по вопросам инновационной экономики
Нет смысла перечислять очевидные экономические проблемы, снежным комом накатывающиеся на украинцев, потерявших работу или получающих зарплаты, пенсии, другие доходы в стремительно обесценивающихся гривнах.
Важнее «зреть в корень» складывающегося положения дел, не списывать ошибки в экономической и финансовой стратегии на предшественников и даже конфликт на Донбассе. «Объективные» оправдания усугубляют ситуацию в экономике, усиливают напряжение в социальной сфере. Вещи следует называть своими именами: обрушение гривны — это следствие печального положения дел в экономике, которое, в свою очередь, объясняется отсутствием у Кабмина действенной программы экономического роста и ошибками финансовых властей. Мы видим только примитивно закручиваемые фискальные гайки. И все это вместе, как не раз доказывалось историей, ведет к обнищанию народа и разрушению государственного устройства. Поэтому, если в ближайшее время не поступиться такой безответственной политикой, не озаботиться радикальными экономическими преобразованиями, и не менее радикальными изменениями в финансовой политике, страна войдет в дефолтный штопор с вполне предсказуемыми последствиями. Учетная ставка НБУ рванет вверх, как это было в лихие 90-е, произойдет крах финансово-кредитной системы и окончательный развал производственного сектора — особенно, той его сферы, которая пока еще конкурентоспособна на мировых рынках.
И что тогда? Капиталом, прежде всего зарубежным, а также «избранными» финансовыми структурами, скупающими твердую валюту, будут задешево приобретаться самые лакомые активы отечественной экономики, в первую очередь, земельные ресурсы и оставшиеся пока что на плаву высокотехнологичные производства. В итоге, утратим экономический суверенитет, а вслед и политический. К сожалению — это очевидная реальность. Но ее можно изменить к лучшему.
В этой связи, хотелось бы поделиться соображениями, пока что, только о финансовой политике, настроенной на устойчивое развитие страны — ускоренный экономический подъем, сопровождаемый ростом социального и экологического благополучия.
Миссия финансовых властей, прежде всего НБУ — обеспечение благоприятных условий для роста деловой активности, привлечения инвестиций и дешевых кредитов в точки роста экономики. Вместо эмиссии под прирост золотовалютных резервов, вливания денег в коммерческие банки, которые, как правило, спекулируют против собственной валюты (что происходит сегодня), НБУ следует перейти к целевому рефинансированию коммерческих банков под ликвидные залоги, предоставляемые экономически перспективными производствами. Только в этом случае будет выполняться главная задача денежной эмиссии — кредитование экономического роста. Расширение денежной массы, направляемое на модернизацию экономики, возможно также и предоставлением госгарантий, выпуском казначейских обязательств, целевых государственных облигаций, совместным участием финансовых властей и коммерческих банков в финансировании государственных программ. При грамотной организации этого процесса, 1 гривна, вкладываемая в приоритетные проекты, может привлечь 3–5 гривен частных инвесторов. Особую отдачу следует ожидать от кредитования экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.
Механизмом подъема инвестиционной активности по каждому из направлений развития страны или ее территорий должна стать система государственных (государственно-частных) банков развития. Так, учитывая значительный недоиспользованный потенциал аграрной сферы, растущий спрос на продовольствие в мире, актуально создание Аграрного банка развития. А с целью снижения энергоемкости национальной экономики — Банка энергоэффективных проектов. Если говорить об Аграрном банке развития, то его задача будет состоять в кредитовании не только сельского хозяйства, но и сопряженных с ним отраслей и сфер экономики. Этот банк будет выдавать ипотечные займы и кредиты сельхозпроизводителям, а также ссужать деньгами наиболее перспективные промышленные предприятия, производящие для села средства защиты растений, удобрения, сельхозтехнику, участвовать в создании оптовых рынков сельхозпродукции, перерабатывающих мощностей. Немалая часть средств должна быть предусмотрена и на финансирование перспективных научно-прикладных работ, в частности, биотехнологий, селекционных разработок, создание новых продуктов питания. Подобным комплексным образом должны действовать и другие банки развития — в энергетике, легкой промышленности, транспортной системе и т.д. В целях же стимулирования экономической активности на местах следует создавать в областных центрах региональные банки развития. Государство, наряду с привычным бюджетным финансированием, могло бы рефинансировать эти банки для кредитования ими наиболее эффективных местных программ и проектов. Также этим банкам следует поручить администрировать бюджетные расходы на местах, организовывать тендеры. Такие функции позволили бы эффективно использовать государственные средства, снизить коррупцию.
Надо ли опасаться инфляции? Так ли страшен инфляционный чёрт, как его малюют? Не приведет ли расширение денежной массы в экономике к росту инфляции? Конечно же, не приведет, если деньги вкладывать в «точки роста» экономики. Анализ отношения объема денежной массы к ВВП в успешно развивающихся странах развеивает всякие иллюзии о необходимости ограничения денежной массы. Лидером по этому показателю является Китай, где объем денежной массы в последние годы более чем в 3 раза превышает уровень ВВП. Следом идут успешно реформируемые Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Польша, не знавший экономических спадов Вьетнам. В Украине и других постсоветских странах этот показатель стараются придерживать на уровне 50% ВВП. Ушедшие вперед в технологическом развитии страны постоянное расширение денежной массы в их экономическом обороте не беспокоит. Значительная эмиссия денег под государственные нужды, оформляемые долговыми обязательствами, реализуется в США и Японии. Расширенное рефинансирование государством коммерческих банков под проекты модернизации предприятий с успехом используется в Южной Корее, Турции, Малайзии, Бразилии, других развивающихся странах. В Китае, в частности, наблюдается устойчивая положительная зависимость между темпами роста ВВП и темпами роста инфляции, находящаяся в пределах 85–87%. Если в этой стране экспорт высокотехнологичной продукции составляет около 33%, то в постсоветских странах, так заботящихся о снижении инфляции — не более 4%. В частности, исследования Всемирного банка также показали наличие вполне определенной обратной зависимости между количеством денег в обращении и уровнем инфляции: чем меньше денег в обращении, тем выше темпы инфляции.
Суть дела не в уровне инфляции, а в причинах ее появления. Надо опасаться не инфляции, а стагфляции — роста инфляции в результате сужения производства — повышения цен из-за роста удельных издержек, снижения объемов готовой продукции, сокращения рабочих мест, платежеспособного спроса и товарооборота на внутреннем рынке. Снижение инфляции, хотя и является в общем благотворным для поддержания экономической стабильности, само по себе не способно обеспечить динамику экономического роста. Сначала надо обеспечить экономический подъем, достигнуть этой стабильности, а затем уже методами «тонкой настройки» регулировать уровень инфляции. Политика количественного ограничения денежной массы в целях сдерживания инфляции, привязка денежной эмиссии к золотовалютным запасам ошибочна. Для экономического подъема, тем более — для ускоренного развития — напротив, требуется инфляционный «разогрев» экономики. Поэтому увеличение государственных расходов на освоение передовых технологий, включая расширение денежной массы, направляемой в конкурентоспособные направления развития, на самом деле — главная антиинфляционная мера.
При правильной финансовой политике Украина может выйти на траекторию опережающего развития, наращивая технологические преимущества на ключевых направлениях роста. Не следует обращать внимание на навязываемые нам фобии, бояться печатать деньги для «орошения» точек роста экономики. И здесь немаловажную роль должна сыграть новая экономическая идеология (о ней в следующей публикации) с продуманной и смелой финансовой политикой.
Михаил ФРЕЙДЛИН
Данная статья была опубликована на интернет-сайте газеты «Сегодня» в разделе