Опубликовано в газете «24», 16 октября 2007 года
Порт стал одним из камней преткновения в разрабатываемой концепции устойчивого развития Одессы. Будущее представители порта и властей города видят по-разному.
На фото справа — советник городского головы Михаил Фрейдлин (на первом плане) и начальник порта Николай Павлюк смотрят в будущее, но видят там каждый — свое.
Пред очи общественности и СМИ на общегородскую сцену выходят два художника. Один — начальник порта — рисует в стиле капреализма. Другой — директор КП «Агентство программ развития Одессы», советник мэра — явный футурист.
Размашисто наносит мазки начальник ОМТП Николай Павлюк: «Чистая прибыль порта за прошлый год — 128 млн. грн. Это 38% прибыли всех отечественных портов. Налогов в бюджеты всех уровней перечислено 186 млн. грн. — 29% поступлений от всех госпортов Украины. Ежегодный грузооборот предприятия — 30 млн. тонн грузов — почти треть грузооборота всех портов страны».
Эфемерные и деликатные линии выводит рука «голоса» городских властей Михаила Фрейдлина: «Мы разрабатываем концепцию стратегического плана устойчивого развития города. Устойчивого — означает, что во главу угла всяческого развития ставится экологическое, социальное и экономическое благополучие горожан плюс здоровье. В Украине этот процесс только начался, и Одесса — форпост в этом направлении. У нас есть понимание и взаимодействие с Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития…».
Зрители рассматривают картины. Реализм доступен: детали выписаны, акценты расставлены. Футуризм вызывает много вопросов: а как, а куда, а сколько?.. Иностранцы к нашей современной живописи относятся с осторожностью, тщательно подбирают слова. «Мы обеспокоены комментариями в прессе о том, что порт, возможно, будет перенесен в другую точку, — говорит Дирк Баттерман, директор компании «ГПК Украина», оператора контейнерного терминала, вложившего в его развитие более $25 млн. — Что должен делать инвестор, когда он слышит эти комментарии, — дальше вкладывать деньги или прекратить?» Баттерман хочет посмотреть на конкретные детали плана переноса или перепрофилирования порта, включая финансовые аспекты. Представители общественных организаций выступают эмоционально. «Такой документ, — критикует концепцию представитель общественной организации «Альтернативы» Юрий Мельник, — мы видим впервые. Благие пожелания без конкретного содержания. Мы хотели бы поучаствовать в его экспертизе».
Странно, что эпохальный для города документ о светлом завтра отстаивает лишь один представитель городских властей. Михаил Павлович обрисовывает нынешнее состояние Одессы, называя ее «раковой столицей Украины», а территорию порта «народной», не соглашается с некоторыми цифрами, представленными портом, в частности, по загрязнению городского воздуха. Порт озвучивает результаты, представленные НИФХИ Богацкого. Максимальное превышение ПДК — в семь раз — в районе Пересыпского моста, а в районе эстакады у бывшего Австрийского пляжа (нынешняя территория порта) воздух в пределах нормы. Элитная точка на пересечении Дерибасовской с Преображенской показала превышение ПДК в 4,3 раза.
Звучат ссылки на заграницу: как в Хайфе, как в Гамбурге, как в Нью-Йорке… Ни одна из сторон не говорит: «Мы пойдем своим путем, потому что…» Кое в чем поклонники реализма и футуризма единодушны: «нет сегодня рациональной государственной политики в сфере морского транспорта», «мировая тенденция передислокации портов оправдана, но не происходит мгновенно».
«А вы сами верите в то, что порт можно перенести за пределы города?» — лукаво спрашивает «зеленый» Юрий Крук. «Я верю, что Одесса будет городом-садом!» — оптимистично отвечает апологет концепции Михаил Фрейдлин.
Юлия Сибирь
Опубликовано в газете «24», 16 октября 2007 года