Город будущего

Опубликовано в газете «Одесский вестник» №119-120 от 24 мая 2008 года

Во многих странах в последние годы стали появляться проекты экологических кварталов, микрорайонов и даже городов. По мнению специалистов, появление новой тенденции в градостроительстве стало своеобразным ответом на чрезмерную индустриализацию современного мира, в котором человеку все сложнее ощутить себя частью природы, вдохнуть глоток свежего воздуха и прогуляться босиком по траве.
Идея создания экогорода нашла своих сторонников и в Одессе. Появился уникальный для Украины проект. О важности его реализации сегодня наша беседа с председателем инвестиционного совета при городском голове, доктором юридических наук Михаилом Баймуратовым, начальником управления международных отношений, европейской интеграции и связей с Одесской диаспорой, доктором политических наук Олегом Долженковым, депутатом городского совета, академиком Украинской академии экономических наук, заслуженным экономистом Украины Александром Кравцом, начальником управления экологической безопасности Игорем Дербоглавом.

— В чем заключается принципиальное отличие данного проекта от, скажем, проектов реконструкции кварталов и микрорайонов?

Михаил Баймуратов:

— Прежде всего я хочу акцентировать внимание на том, что данный проект представляет собой переход от количественных показателей, когда действительно осуществлялась реконструкция отдельных дворов, улиц, мостов, к качественным. Речь идет о комплексной реконструкции одной из самых сложных, депрессивных территорий города.

Инвестиционный совет при городском голове никогда бы не поднял вопрос об экогороде, если бы не ощущал поддержку депутатского корпуса. У нас состоялось совместное заседание с тремя депутатскими комиссиями: по экологии, по туризму и рекреации, по планированию, бюджету и финансам. На него были также приглашены видные ученые.

Мы впервые обсуждали проект, который очень заинтересовал отечественных бизнесменов, готовых выступить инвесторами в рамках экогорода. Ведь экогород — это не один, а совокупность самых разнообразных проектов в сфере экологии и археологии, медицины и архитектуры, направленных на повышение качества жизни одесситов.

Итоги обсуждения были доложены мэру, поняты и поддержаны им.

Все хорошо помнят, как трудно далось закрытие промывочно-пропарочной станции в Лузановке. Но это не означает, что проблема решена полностью. Тот район нуждается в серьезной реабилитации, чтобы люди могли там нормально жить. Эту задачу и призван решить проект строительства экогорода.

Олег Долженков:

— Оппоненты городской власти часто упрекают ее в том, что она занимается только центральной частью Одессы. Это правда. Центральная часть города действительно имеет определенный приоритет, так как это исторический и архитектурный центр, это лицо города, куда приходят туристы и концентрируется деловая активность. У мэрии есть определенное видение перспективного развития центра. Оно проявляется в реконструкции Городского сада, Екатерининской площади, Приморского бульвара, в стремлении приблизить эти места к их облику периода расцвета, на рубеже ХIХ – ХХ веков. Но это отнюдь не означает, что вне поля зрения городской власти остаются другие районы города. Аналогичный глобальный проект реконструкции есть по району Молдаванки. Там основной является идея поквартальной реконструкции-застройки с применением градостроительных решений с элементами национального колорита. Еще один исторический район Одессы — Пересыпь — с появлением проекта экогорода получает глобальную концепцию своего развития. Главной становится идея не что-то построить или реконструировать, хотя строительство, безусловно, — важнейшая часть любого проекта развития. Главной становится философия будущего города, из которой и рождается новый проект. Она соответствует философии развития всех крупных европейских городов. Таким образом, с появлением проекта экогорода завершается формирование целостного подхода городской власти ко всей исторической части Одессы.

Александр Кравец:

— В проекте экогорода есть идея создания центра развлечений, своеобразного украинского Лас-Вегаса. У кого-то это может вызвать лишь ироничную улыбку. На самом деле, я убежден: после принятия соответствующего решения сессии городского совета, существенно изменится ситуация в городе. Количество игровых автоматов и игорных заведений превысило все возможные и невозможные пределы. Они находятся повсюду. Через пару лет при таком развитии событий мы столкнемся с очень серьзной проблемой. Игромания — это болезнь. Она подпитывается и обилием игровых автоматов на улицах, и рекламой. Россия решила данную проблему, выделив четыре специальные зоны. В США есть Лас-Вегас, в Европе — Монако. На мой взгляд, если удастся сконцентрировать игорные заведения в одном месте, мамы, папы, бабушки и дедушки будут нам благодарны, так как их чада не попадут в игровую зависимость.

— Не слишком ли амбициозен предложенный проект? И удастся ли найти паритет интересов города и инвесторов, которые, вполне понятно, будут стараться действовать прежде всего в своих интересах?

Александр Кравец:

— Да, амбициозен. Ни в Украине, ни в Восточной Европе ничего подобного еще нет. Когда мы говорим об Одессе как о европейском городе, мы должны понимать: качество жизни людей в таком городе должно быть выше.

Я согласен с председателем инвестиционного совета, который говорил о переходе количественных показателей в качественные. В городе действительно происходят постепенные эволюционные изменения. Вместе с ростом бюджета, повышением инвестиционной привлекательности Одесса вправе замахнуться на реализацию уникальных, не имеющих аналогов, проектов.

На огромной территории — почти две с половиной тысячи гектаров — за счет колоссальных инвестиционных вложений предстоит осуществить поистине революционный прорыв.

По данным исследований, уровень заболеваемости жителей Лузановки в несколько раз превышает аналогичные показатели в сравнении с другими районами города. Это свидетельствует о необходимости принятия безотлагательных мер.

Мы хотим привлечь внимание иностранных инвесторов к колоссальному, но, вместе с тем, реальному проекту. Мы хотим, чтобы они поняли: не обязательно строить жилые дома в районе Оперного театра. В нашем городе есть иные способы легального зарабатывания денег.

Да, ни один инвестор не будет заниматься только благотворительностью. Но, благодаря участию в обсуждении предлагаемых бизнес-проектов инвестиционного совета при городском голове, будем находить компромисс интересов инвесторов, с одной стороны, и города, с другой.

Мы уверены: когда проект экогорода обсудят в депутатских комиссиях, поддержат жители Одессы, примут на заседании исполнительного комитета и на сессии городского совета, в наш город смогут прийти очень крупные, брэндовые инвесторы с целью долгосрочного сотрудничества.

Михаил Баймуратов:

— У нас уже есть успешный опыт работы со стратегическими инвесторами. Среди них — транснациональная корпорация ИКЕА. В данном случае был реализован совершенно новый механизм взаимоотношений. Компания напрямую работала с собственниками земли. Благодаря этому, оперативно удалось приобрести участок на въезде в город по Киевской трассе, сейчас ведется подготовка к строительству. Думаю, что это только начало. Потому что ничего, кроме изумления, сообщение о приходе в Одессу ИКЕА, у инвесторов не вызывает. Это первый случай, когда транснациональная корпорация пришла на украинский рынок не через столицу, а через Одессу.

— Исходя из названия проекта, можно сделать вывод о приоритете в нем именно экологической составляющей.

Игорь Дербоглав:

— Наш город зажат в границах своей территории, что, конечно, мешает и осложняет его дальнейшее развитие. При строительстве жилых домов, расширении дорог в разных частях города приходится сносить не только какие-то строения, но и зеленые насаждения. Одесса сегодня испытывает их дефицит — количество зеленых насаждений из расчета на одного жителя вполовину меньше нормы. На мой взгляд, реализация предложенного проекта позволит учесть все существующие нормы и требования по размещению объектов, строительству коммуникаций, высадке зеленых насаждений.

Ведь действующие ныне коммуникации не были рассчитаны на нагрузки, которые есть в центральной и приморской частях города.

Новые надо делать с запасом, рассчитанным на дальнейшее развитие нашего города.

Я когда-то участвовал в начале строительства города Славутича. Он закладывался в лесу, строился представителями всех республик Советского Союза. Были районы, которые в национальном стиле строили Армения, Грузия, Украина, Россия. Там удалось и лес сохранить, и воплотить лучшие архитектурные решения. Думаю, и здесь мы тоже постараемся воплотить в жизнь лучшее, показать достойный пример всей Украине.

— Как родилась идея создания ландшафтного парка?

Михаил Баймуратов:

— В районе болот на полях орошения благополучно живут кулики, занесенные в Красную книгу Украины. Стремление сохранить их среду обитания и привело к идее создания ландшафтного парка. То есть всего в семи минутах езды от центра города люди смогут оказаться на природе. Согласитесь, что это интересно.

Кроме того, создание ландшафтного парка позволит решить ряд не только экологических, но и стратегических вопросов. Все знают дамбу между лиманом и морем. До войны они были соединены каналом. По мере необходимости сброса вод его открывали. Сегодня работу этого канала нужно возобновить. Как и работу морских трамвайчиков, которые будут курсировать из лимана в море и обратно.

Александр Кравец:

— Люди старшего поколения помнят катера, которые курсировали вдоль побережья. Для многих этот вид транспорта в теплое время года был самым любимым, так как позволял совместить приятное с полезным: добраться в город не в духоте общественного транспорта, а на свежем морском воздухе. Работу таких трамвайчиков тоже надо возрождать. После восстановления всех пирсов, закупки современных морских трамвайчиков они станут существенным дополнением трассы «Север-Юг».

Михаил Баймуратов:

— Мы посчитали, что такие трамвайчики могут работать в Одессе на протяжении семи месяцев в году, быстро доставляя людей из Лузановки в город и обратно. Кроме того, после восстановления пирсы будут представлять собой не просто приспособления для причаливания катеров и схода на берег пассажиров. На них разместятся магазинчики, кафе, детские игровые комплексы. Пример аналогичного успешного сочетания интересов детей, комфортных условий пребывания в гостинице для гостей города и бассейнов для удивительных морских обитателей, которыми являются дельфины и морские котики, мы на протяжении ряда лет видим в Одесском дельфинарии.

— Какой зарубежный опыт был использован при разработке проекта экогорода?

Олег Долженков:

— Примеры полного преображения тех или иных городских урбанизированных территорий известны во всем мире. Например, проекты реконструкции промышленных зон в Англии. Именно в этой стране произошла промышленная революция. И, как следствие, огромные территории в центральных частях городов оказались занятыми под машинно-фабричное производство. Теперь они рекультивируются. Там появляются современные бизнес-центры, жилые кварталы, парковые зоны. В Объединенных Арабских Эмиратах, практически в пустыне, вырастают небоскребы, появляются насыпные острова. Практика показывает: в мире немало свободных капиталов. И даже самые невероятные проекты, если они грамотно обоснованы, включая механизм реализации и окупаемости, могут быть претворены в жизнь.

«Ветланд» Гонконга

Михаил Баймуратов:

— В заключение я бы хотел подчеркнуть одно немаловажное обстоятельство. Наш город, благодаря усилиям власти, преображается, становится по-настоящему европейским. В этих условиях должна меняться психология людей. Папы и мамы, бабушки и дедушки должны воспитывать детей и внуков в духе уважения к городской муниципальной собственности, в духе понимания, что это — их город. И все сделанное в нем надо бережно охранять, а не разрушать.


Журналист: Лана Волина

Опубликовано в газете «Одесский вестник» №119-120 от 24 мая 2008 года

http://www.odvestnik.com.ua/issue/139/3289/

Добавить комментарий